РУССКИЙ РЕАЛИЗМ. ШКОЛА РЕПИНА


Сайт-галерея художника-живописца
Рева Петра Алексеевича
Рева П.А.
ЭТЮДЫ
КОНТАКТЫ
РАЗНОЕ
 - живопись, картинная галерея РВФ, художники, картины, купить картину. изобразительное искусство, пейзажи, портрет, жанр, цветы, букеты, подарок, шедевры, школа Репина

        Эта статья написана о том – как правильно купить и выбрать картину, как и где выбрать художника, как инвестировать свои деньги в живопись, чтобы получить, со временем, дивиденды.

Стоимость живописи или как купить картину.



        Отметим, в порядке убывания, факторы, определяющие цену картины.
Имя художника - основной определяющий фактор цены картины.
Уникальность сюжета - Загадка, недосказанность, иллюзия или учебный натюрморт. Тематика картины.
Место приобретения картины – аукцион живописи, картинная галерея или Интернет.
Техника исполнения – масло и холст, или карандаши и пастель.
Дополнение через год – Мои комментарии через год после написания этой статьи

Предисловие: Что выбрать – картину, копию картины или постер?         Постер - это фотография картины, распечатанная на бумаге или холсте. Постеры бывают типографские (печатаются большим тиражом) – их можно купить в любом специализированном магазине. Из достоинств такого типа постера, несомненно, можно отметить цену. Ценовая вилка может быть от 20 до 50 долларов. Из недостатков упомянем недолговечность бумаги, склонность ее к пожелтению, накоплению влаги. Стоимость постера может вырасти в будущем. К примеру, в Германии советские плакаты в антикварных лавках стоят по 250-500 евро, но особо надеяться на то, что цена постера вырастет – не стоит.
        Бывает, что художник продает постеры, напечатанные со своих картин, лимитированным тиражом. После печати, художник ставит на постер свою подпись, нумерует и покрывает постер художественным лаком. Достоинством покупки оригинального постера можно считать долговечность (печать на холсте и художественный лак защитят Ваш постер надолго) и кроме того, если художник станет известным, любой росчерк его пера может стоить миллионы. Однако, себестоимость штучной, не типографской, печати значительно выше. К примеру, себестоимость профессиональной печати на холсте может достигать 200 долларов за квадратный метр. Кроме того, следует оставить художнику право заработать на плодах своего труда.
        Копии картин. Многие художники начинают свой путь в живописи копируя известные полотна. Кроме новичков я встречал настоящих профессионалов, которые продают копии известных живописных полотен. Другое дело, что каждый интересующийся живописью, должен понимать, что стоимость копий не будет увеличиваться со временем, поэтому не стоит рассматривать покупку копии картины как инвестицию в живопись. Мое мнение, что постер и копия картины - это вещи одного класса. Кстати, цена хорошо сделанной копии может достигать нескольких тысяч долларов.
        Плоттер + краска. Все чаще и чаще мне на глаза попадаются очень эффектные и красивые картины, распечатанные на холсте с использованием цветного плоттера. По верху слоя принтерных чернил кладется слой краски для придания картине фактурности и имитации ручной работы. Думаю, что неискушенный человек не сможет определить разницу между подобным "творением" и авторской картиной. Но все же есть способ - как логически выявить подобную картину. Основной критерий: отсутствие подписи автора и низкая (менее тысячи долларов) цена. Хотите увидеть мою логику? Как правило, эта картина среднего размера, очень яркая, с сочными цветами. На ней большое количество объектов, проработанных мелких деталей. Подобной картиной гордился бы любой художник, а Вы не смогли найти на ней подписи. Сделать такую картину, выдержать технологию и прописать детали достаточно сложно и трудоемко - как думаете, стал бы художник продавать такую работу дешево? Обратите внимание на боковины картины - идеально аккуратно все быть не может. Так же, сбоку Вы должны увидеть слои краски или грунта. Сзади подрамника обязательно должна быть расшифровка подписи (имя и фамилия), размеры картины, дата окончания работы над ней. Если сомневаетесь - перепишите ФИО художника на бумагу, включите дома интернет и поищите в нем художника. В наше время почти про каждого есть какая либо информация в поисковых системах. Хотите знать мое мнение? Хочется съэкономить - купите оформленный постер в ikea. Там все честно. Но я настоятельно не рекомендую тратить Вам деньги и поддерживать аферистов от живописи своими покупками.
        Надеюсь, что Вы остановили свой выбор на обычной авторской живописи. Ниже рассмотрим подробно все аспекты стоимости картин.
Где оптимальнее купить картину.         В настоящее время доступно множество мест, где можно купить картину. Покупателей приглашают все: от традиционных художественных галерей до Интернет online сайтов с фотографиями картин. Давайте рассмотрим более подробно все эти места.
   
  •     Интернет художественные галереи. На текущий момент, в России, появилось более десятка известных онлайн художественных галерей. Регулярно появляются новые online ресурсы. Основные преимущества – легкость выбора. Большое количество авторов показывают свои работы в интернете, как правило реализован удобный поиск по автору, поиск по сюжету, есть возможность отправить сообщение автору. С другой стороны, очень просто потеряться в тысячах художников и не заметить то, что нравится именно Вам. Есть еще несколько немаловажных факторов.
            Искажение в фотографии. Не секрет, что все фотографии обрабатываются в графических редакторах. После того, как художник сделал фотографию – как минимум нужно: скорректировать цветовой тон фотографии, увеличить резкость, убрать шумы. Опытный пользователь фотошопа может из любой фотографии сделать шедевр. Кроме того, используя фотографию плохого качества, Вы можете рассмотреть только контуры картины, а все детали и нюансы останутся незамеченными.
            Далее стоит упомянуть мнение общественности. Основные посетители online art сайтов непосредственно художники. Иногда, и достаточно часто, они не лезут в карман за красным словцом, чтоб поставить кого-то на место. Другое дело, что видение места у всех разное. Поэтому я категорически не рекомендую принимать во внимание комментарии, написанные картинам, и смотреть рейтинги. Слушайте себя и прислушайтесь к моим советам.
            Если упомянуть стоимость, но следует помнить, что за любые услуги онлайн галерей, за участие в топ-листах и рейтингах художники платят проценты от стоимости картины. Обычно это от 10% до 30%. Иногда художник должен оплатить участие в галерее до того, как ему разрешат выложить картины, иногда он обязуется платить процент после продажи через эту галерею.
            Последнее время появилась тенденция использование online галерей художественными салонами или представителями художников. В этом случае покупка картины через Интернет равнозначна покупке картины в традиционной художественной галерее.
            Как альтернативы Интернет галереям стоит отметить художественные интернет магазины, блоги с художественным уклоном, странички ЖЖ, художественные форумы. К сожалению, в России эти места еще не слишком популярны и, как правило, с минимумом посетителей.
            Если подвести итог – online галерея лучший способ поиска художника, но не самый оптимальный способ покупки картины. Однако, я настоятельно не рекомендую Вам покупать картину, не видя ее в оригинале. Фотография гарантированно искажает впечатление. Кстати, если Вы выбрали картину или художника в Интернет ресурсах и хотите с ним связаться - используйте поисковые серверы. С их помощью Вы наверняка сможете найти контактную информацию художника, договориться о встрече и купить картину без наценок.    
  •      Мастерская художника. Это самый лучший и наиболее дешевый способ выбрать себе картину. Как правило, художник сам назначает цену на свои работы, и очень часто готов ее обсуждать. Кроме того, Вы можете выбрать картину из большого количества работ. Однако попасть к художнику в мастерскую достаточно сложно. Если отбросить обычную осторожность, диктуемую нам современностью, среди художников много суеверных людей, которые верят, что недоброжелательный человек может испортить ауру помещения.
            Попав в мастерскую, обратите внимание – продолжает ли писать картины художник. Как правило, в работе у художника находится до десятка картин. Если этого нет, то Вы можете столкнуться с тем, что художник прекратил работу, а следовательно, перестал развиваться творчески. Стоит упомянуть, что довольно часто художники не любят показывать незаконченные работы, закрывая или переворачивая их от любопытных взглядов.    
  •     Персональные художественные выставки, арт салоны. Традиционно считается, что стоимость картин художника тем выше, чем больше выставок провел художник. Персональные выставки котируются гораздо выше, чем просто участие. Выставки в ЦДХ (центральном доме художника) поднимают цену картин в разы, так как художник оплачивает аренду выставочного пространства. В зависимости от места проведения выставки, стоимость аренды зала может достигать десятков тысяч долларов. Естественно художник рассчитывает окупить эти затраты, продав свои картины.    
  •     Печатные издания, живописные печатные каталоги. На сегодняшний день все встреченные мною печатные издания работают на коммерческой основе. Так как тираж этих ресурсов не велик, они берут деньги с заинтересованных в публикации художников. Иными словами, можно утверждать, что все статьи, каталоги картин и прочие публикации аналогичны обычным рекламным объявлениям. Но с другой стороны, эти публикации остаются чуть ли не единственным доступным молодым художникам способом заявить о себе.    
  •     Традиционные художественные галереи. Достаточно дорогой способ купить себе картину. Следует понимать, что галереи тратят огромные суммы на аренду помещений, зарплату сотрудникам, рекламу и маркетинг, и выставки. Цена картины увеличивается от 40% до 200%. Сотрудничают с галереями успешные и сформировавшиеся художники. Работы проходят отбор, галереи сотрудничают непосредственно с авторами работ, т.е. вы почти наверняка застрахованы от подделки. Успешность художника означает то, что работа, выставленная в галерее, априорно стоит своих денег, а стоимость ее будет увеличиваться и в дальнейшем.    
  •     Аукционы живописи. Традиционно самый дорогой способ купить себе картину. На аукционы выставляются известные полотна известных авторов, антиквариат. Известные аукционные дома заработали себе миллиарды продавая живопись. Но участвуют и проводят аукционы профессионалы, которые не дадут Вам купить дешево хорошую картину. Кроме того, существует небольшой риск подделки картины. Если посмотреть внимательно на правила проведения аукционов, то Вы заметите, что аукционные дома не несут ответственности за подлинность лотов.    
  •     Набережные, художественные рынки и развалы. Стоит избегать этих мест. Купить стоящую картину там невозможно. Живопись, продаваемая там, имеет массовый характер. Производится же подобная продукция, иногда, артельным способом. Кстати, артельный способ в живописи позволяет максимально удешевить стоимость картины. В среднем за 50-200 долларов можно купить добротно сделанный пейзаж или какую-либо простенькую фантазию. Но никакой художественной ценности купленная на набережной картина нести не может. Сложно представить, что художник, трудившийся над картиной 2-3 месяца возьмет и продаст ее Вам на 100 долларов.
    Как выглядит артельный способ производства картин? Может быть задействовано несколько человек, сделаны трафареты которые промакиваются тампоном на холсте, набита рука на прорисовку зелени или облаков. Скажем, один рисует сегодня небо на 10-50 картинах, другой - елку и т.д. Далее все сушится, грузится в грузовик и везется в Москву – может быть сразу доставляется на несколько художественных развалов.

    Материал и техника живописи.         В этом разделе кратко рассмотрим современные материалы, используемые в живописи, в контексте их долговечности и сохранности. Я не буду утомлять Ваше внимание перечислением множества аспектов технологии живописи - для этого есть специализированные книги, я просто бегло опишу факторы, на которые нужно обратить внимание, выбирая себе картину. Помните, картины покупаются на века, становятся семейными ценностями, передаются как наследство, поэтому материал должен обеспечивать сохранность картины и не позволять портиться красочному слою со временем.    
  •     Бумага, картон, холст на картоне или холст. В этом абзаце я буду краток отметив, что бумага и негрунтованный картон подвержены коррозии, не терпят влаги и могут пожелтеть через какое-то время. Грунтованный холст может сохраняться десятками лет без каких-либо повреждений.    
  •     Уголь, карандаши, мелки. Картины, написанные углем, пастелью, цветными карандашами, традиционно ценятся меньше, чем написанные красками. Может быть это связано с тем, что эти материалы доступны всем, а может быть потому, что долговечность этих материалов обеспечивается только строго выдержанными условиями хранения. Кстати, именно этими материалами художники чаще всего делают эскизы к своим работам.    
  •     Темперные краски. Темперные краски использовались столетия назад. Но в настоящее время живопись темперой почти не практикуется. Исключением могут быть студенческие работы. Это может быть как из-за сложности в технологии темперной живописи, так и из-за доступности масляных красок.    
  •     Акварель. Акварель известна давно, а сейчас, благодаря стараниям некоторых художников, стала очень популярной. Однако отметим, что акварель тускнеет со временем и от солнечных лучей, а так же нуждается в постоянной влажности. В случае, если картина просто висит на стене в комнате, она может испортиться (потускнеть) в течение 20-30 лет.    
  •     Акриловые краски. Акрил - это современный материал, появившийся порядка 50 лет назад. Основные отличия акриловых красок - светостойкость и влагоустойчивость. Но качество акриловых красок очень разнится от производителя к производителю. На сегодняшний день уже есть факты разрушения (растрескивания) картин, написанных акрилом несколько десятилетий назад. В настоящее время появляются новые материалы с люминесцентным акрилом и акрилом, имеющим глянцевый и металлический эффекты. К сожалению, поведение этих красок со временем предугадать невозможно.    
  •     Масляные краски. Живопись маслом долговечна, мало блекнет и мало желтеет. Именно картина, написанная масляными красками, может радовать Вашу семью десятки лет. И чтобы храниться веками, картина должна быть надлежаще оформлена. Холст необходимо загрунтовать художественным грунтом, готовую картину нужно покрыть защитным художественным лаком. Краска не должна отслаиваться от холста, на красочном полотне не должно быть трещин и сколов. С оборотной стороны недопустимы протечки грунта или краски. Любое нарушение технологии исполнения картины может привести к тому, что однажды картина просто может исчезнуть, рассыпавшись или растрескавшись. Вы можете спросить - а как же полотна известных мастеров, которые писались на мешковине, сохраняются годами? Не стоит забывать, что музеи обеспечивают картинам условия хранения: постоянную температуру, влажность, а также реставрацию в случае необходимости.

    Тематика картины.         Какую картину стоит купить? На этот вопрос дать общих рекомендаций невозможно. Мода и личный вкус покупателя всегда перевесит любые рекомендации. Однако, если Вы хотите выгодно инвестировать в живопись, я рекомендую Вам выбирать сюжеты внимательно. Уникальность сюжета, загадка, недосказанность делает обычный рисунок шедевром. А вот кричаще-яркими цветами, схематичными и оголенными барышнями, а также похожестью картины на фотографию можно пренебречь. Начнем с конца: фотореализм несомненно является заслуживающим внимания, Шишкин и Айвазовский приобрели мировую известность благодаря своим пейзажам. Однако современные тенденции в живописи обходят эти направления стороной, предоставляя фотоаппарату делать реалистичные фотографии. Кстати, именно на художественных развалах Вы можете купить дешево вполне аккуратно сделанные фотореалистичные картины. Другое дело, что покупка такой картины совершенно не может считаться как долгосрочная инвестиция в живопись.
            Современный кич - схематичное ню, аниме. Картина голой барышни с утрированными половыми признаками несомненно развлечет Ваших гостей, ведь многие из них рисовали что-то подобное на партах в школе. Однако нет никакой гарантии, что эти тенденции будут востребованы в будущем. Абстракция: если Вам понравилась какая либо картина с абстракционной живописью – проконсультируйтесь со специалистом. Только специалист может сказать Вам просто ли это мазня или может быть стоит обратить на эту картину внимание.
            Уникальность сюжета. Несомненно, уникальность сюжета заслуживает внимания. Фантазия, необычность это то, что может дорогого стоить и такую картину стоит купить. Авторскую живопись отличает от массового сегмента (художники называют массовые картины – лубок – простая и массовая живопись) именно необычность сюжета. Тут сразу возникает вопрос про авторские копии. Мое мнение, что если автор пишет копию со своей картины, то ценность первого экземпляра сразу падает в разы. Так же как и эксплуатация одного сюжета несколько раз снижает ценность картины. Найти что-либо уникальное сложно. Однако именно уникальные вещи будут в дальнейшем подниматься в цене. Покупая авторскую копию, стоит задать себе вопрос – а не будет ли постер с этой картины более оптимальной покупкой? Продолжим рассматривать уникальность сюжета вопросами – можно ли считать добротный ученический натюрморт уникальным? Что может отличить лесной пейзаж с рынка от авторской работы? Зачем Вам покупать картину с портретом совершенно незнакомого Вам человека? Если Вы задали себе эти вопросы и смогли на них ответить – бесспорно картина, находящаяся перед Вами, достойна внимания с эту картину стоит купить.

    Как имя художника влияет на стоимость его картин.

    Количество картин.         Рассмотрим фактор, который, на мой взгляд, однозначно определяет ценность и стоимость живописи художника – количество законченных и оформленных картин. Да, я действительно считаю, что количество готовых работ так же влияет на стоимость живописи и цену картины как сюжет и техника исполнения работы. Именно количество законченных картин отличает любителя от профи, студента от практикующего художника. Именно количество картин позволяет вступать в союзы художников без лишних проблем и вопросов. Для картинных галерей, художник становится интересен только если он постоянно пишет картины. Кому будет интересен современный художник, который остановился в своем творчестве через год после того как начал? В частности, мое утверждение про количество картин и их ценность, подтверждает статистика экспонирования моей живописи в Интернет. Я столкнулся с тем, что разным людям нравятся совершенно разные картины. Кто-то в восторге от наивной живописи, кому-то подавай исключительно фотореализм, кому-то нравится ню. Вешать клеймо - ты профи потому что мне нравишься - может каждый. Но совпадет ли это мнение с мнением другого человека? Открою Вам очередную тайну из мира живописи - коллекционеры не покупают современные фотореалистичные картины, считая их обычными фотообоями. Давайте теперь уточним какие картины нельзя считать законченными: наброски, эскизы, дубли, копии.

    Членство в союзах и объединениях.         В настоящее время организовано десятки различных творческих союзов и объединений. Как правило, вступать или не вступать куда-либо каждый художник решает сам. Многие союзы принимают в свои ряды всех. Некоторые отбирают художников с определенным количеством готовых работ. Однако особняком стоят Союз Художников России и Московский Союз Художников. Для вступления в эти союзы художнику понадобится рекомендации, образование, портфель работ. Покупая картину у одного из членов СХ России, Члена МСХ или члена одного из регионального подразделения (скажем, для Москвы это МОСХ – Московское отделение союза художников) Вы уже можете быть уверены в том, художник прошел строгий отбор. Так же очень велика вероятность того, что со временем стоимость этой картины будет расти.
            Однако, как в любой бочке меда, есть ложка дегтя. Вступить в любой союз художников может почти любой человек, удовлетворяющий условиям вступления. Это означает в том числе и то, что работы некоторых художников, имеющих множество регалий, на деле могут оставаться просто мазней.

    Персональные выставки и участие художника в выставках         Количество выставок, бесспорно, увеличивает ценность живописи художника. Ведь для того, чтоб попасть на выставку картины художника должны соответствовать часто очень высоким требованиям, пройти выставком, который отбирает картины к участию. Персональные выставки так же считаются важным фактором в определении цены картины художника. Однако участие художника в выставках сильно увеличивает цену картины – художнику нужно как то “отбивать” вложенные деньги. Но не стоит забывать тот факт, что Россия это страна где все стоит своих денег. К этому относится и цена аренды выставочного зала, цена погонного метра стены на выставке, стоимость попадания картины в каталоги и многое другое. Если Вы читаете послужной список выставок художника, то не забывайте, что почти невозможно проверить участвовал ли он в зарубежных выставках, что значат слова “международный арт-салон в Жмеринке” и т.д. Моя рекомендация - цените количество выставок у художника, но не делайте из этого добавленной ценности к его живописи.

    Музеи         Дождаться приглашения продать картину в музей – большая честь для любого современного художника. Музеи могут предложить купить картину, победившую в каком либо художественном конкурсе, получившую приз или принадлежащую перу какого-либо известного художника. Художники мечтают о том, чтоб их картина оказалась в музее, даже несмотря на то, что музеи покупают картины по утвержденным государственным расценкам (т.е. почти даром). Однако сам факт того, что у художника есть картины в музеях, автоматически увеличивает цену остальных его полотен. К примеру, стоимость картин художников, имеющих работы в Третьяковской галерее не может быть менее 10000 долларов.

    Постеры.         Постерные компании, как правило, выбирают для своих постеров успешных или перспективных художников. Ведь если они не смогут продать постер несколько тысяч раз – тираж пойдет им в убыток. Поэтому, если художник сотрудничает с постерной компанией, это хороший признак того, что его картины могут стоить и цениться дорого.

    Художественное образование.         Как правило, художник становится известным в середине третьего десятка лет. Оговорюсь - не третьего десятка лет жизни, а третьего десятка лет своего творчества. А когда человек уже в таком возрасте, то говорить и обсуждать что-либо в его образовании уже достаточно странно. Поэтому этим признаком можно смело пренебречь.

    Заключение.         Уважаемые гости и посетители моего сайта. Надеюсь, что моя статья помогла Вам немного определиться в мире современной живописи и сделать первичные выводы о том - стоит ли картина Вашего внимания. Сразу хочу ответить на вопрос: "Так сколько же может стоить картина?". Ответ на это очень прост. В среднем, успешный художник, продает 1 полотно в месяц. Если отбросить затраты на маркетинг, самопродвижение, рекламу и оставить только необходимое (кстати, если художник будет отбрасывать все эти затраты, то он просто рискует остаться неизвестным), то минимальная цена одной картины должна составлять стоимость жизни семьи из трех-четырех человек в течение месяца. Вам это может показаться дорого? Но не кажется ли Вам утопичным желание купить картину - уникальную вещь, предмет роскоши, семейную ценность за 500 долларов? Вы можете спросить, а как же - ведь многие художники продают свои картины и дешевле? Да, наверное, продают... Но уверены ли Вы, что хотите купить вещь, которая сделана наспех, несколькими копиями и в угоду массовому спросу? А может быть, Вы считаете, что лучше купить 10 картин подешевле, чем одну подороже? Пожалуйста, напишите мне Ваше мнение по этому вопросу - мне это действительно интересно.
            Уважаемый читатель, хочу заметить, что мои советы созданы не для того, чтобы быть инструкцией к действию. Каждая картина уникальна и давать общие советы очень сложно, и, как правило, невозможно. Инвестиции в живопись могут принести Вам тысячи процентов прибыли, не говоря о радости обладания красивой и интересной вещью. Однако, как и любые другие инвестиции, они несут в себе некий риск потери части вложенных денег - ведь популярный сейчас художник может быть совершенно не востребован в будущем. Но так же не стоит забывать и про гарантированное антикварное удорожание живописных полотен. Вспомните сколько сейчас стоят картины французских художников, творивших 100-150 лет назад! Однако, кроме возможной прибыли, картины несут в себе мощную энергетику и положительные эмоции, которые могут сделать Ваш дом более уютным, подчеркнут Ваш вкус и индивидуальность, будут свидетельством Вашего финансового успеха.
            Но, как бы не пал Ваш выбор, я призываю Вас не писать негатива художникам. Ведь для того, чтоб показать Вам картину художник работал над ней несколько месяцев. Кроме того, видение мира и вкусы у всех людей совершенно разные. А любая похвала может стимулировать художника творить больше и лучше.
             В заключении, я хочу рассказать Вам интересную историю. Не так давно, в интернете, я прочитал интересный факт. Текущий владелец сети арбат-престиж покупал картины у малоизвестных художников в 60-70 годах. Его коллекцию Вы можете увидеть в одном из магазинов этой сети в Москве, у станции метро Курская. Так вот, на сегодняшний день, по оценке экспертов, цена этой коллекции уже составляет порядка 2 миллионов долларов. Удачи Вам, хороших эмоций и успешных покупок.

    информация взята с сайта Рощина Павла
  • Хотите купить картину?

    На фоне недавней паники, охватившей финансовый рынок, стремительно дорожают все товары, которые могут быть названы инвестиционными.
    Помимо традиционных золота и антиквариата, к этой категории можно отнести и некоторые произведения современного искусства. 
    Правильно выбранная картина может за несколько лет существенно увеличить состояние своего владельца. 
    И выбрать ее не так сложно, как это кажется на первый взгляд...

    Почему в Москве такой разброс цен на картины? Как можно выгодно вложить деньги в произведения современных художников? Как купить картину, которая с течением времени будет подниматься в цене? Как не переплатить? От чего зависит стоимость картин? Эти и другие вопросы неизбежно встанут перед каждым, кто захочет дополнить свой интерьер стильной современной живописью.

    Итак, цены. Их разброс потрясает воображение. Например, в Москве, за две почти одинаковые картины (холст, масло) в разных местах у вас попросят от $ 200 до $ 5000. Как в такой ситуации сделать правильный выбор? 

    Часто покупатель картины просто не представляет себе, из чего складывается ее цена. В простейшем случае — например, когда вы сами познакомились с художником и покупаете картину у него лично — затраты практически равны стоимости картины. Но этот случай нетипичен. Из чего же складывается стоимость картины, купленной, например, в арт-галерее, в художественном салоне?

    • Аренда помещения. Большинство галерей и салонов расположено в центре Москвы, где дешевых помещений, как известно, нет.

    • Зарплата сотрудникам галереи.

    • Проведение выставок. Хорошим тоном для галереи считается участвовать в крупных ежегодных выставках (очень недешевое удовольствие), периодически арендовать площадь в ЦДХ под групповые и персональные выставки своих художников — в общем, постоянно напоминать о себе. Даже если выставка открывается в помещении самой галереи, то неизбежны, как минимум, затраты на фуршет.

    • Реклама. На какие только ухищрения не пускаются хитроумные галеристы, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей! Это и заказ публикаций в прессе, и финансирование разных «некоммерческих» художественных проектов, и многое другое. Доходит до смешного: недавно мне пришла e-mail рассылка с рекламой одной из московских галерей! Впрочем, рассылка — это как раз относительно недорогое удовольствие...

    • Затраты на полиграфию: афиши, каталоги, приглашения на открытие выставок и т.д. Фрагмент картины может украсить даже визитку, которую вам вручат.

    Таких «производственных» статей можно начитать еще не один десяток, но не будем утомлять читателя деталями. Вы уже догадались, откуда берутся деньги на покрытие всех этих расходов? Правильно, из вашего кармана. Покупая картину в галерее, вы переплачиваете как минимум  вдвое. Купив ее на крупной престижной выставке, вы скорее всего переплатите втрое, так как цена квадратного метра выставочной площади на сколько-нибудь серьезном мероприятии сравнима с годовым бюджетом маленькой африканской страны.

    Конечно, если вы не просто ищете красивое цветное пятно на стену, но еще и хотели бы выгодно вложить деньги, то в том, чтобы покупать с выставки или через галерею, есть свой смысл. Там вам предложат работы, уже прошедшие достаточно жесткий предварительный отбор, и даже если вы ничего, ну просто совсем ничего не понимаете в живописи, откровенную халтуру вам скорее всего не продадут.

    Если же вы покупаете картину непосредственно у художника, то полагаться можете в основном на собственный вкус и чутье. А также на некоторые косвенные признаки профессионализма и успеха. О каких признаках идет речь?

    Покупая картину у художника, нелишне поинтересоваться:

    • Какое у него образование? Котируются Суриковский институт и Строгановка. Уровень подготовки в других художественных вузах часто оставляет желать лучшего. Конечно, многое зависит от самого художника, встречаются и талантливые самоучки, но редко, редко они встречаются...

    • Есть ли работы этого художника в крупных музеях. Говорит само за себя.

    • Является ли он победителем каких-либо художественных конкурсов.

    • В каких местах художник выставлялся в последнее  время. Список выставок многое вам расскажет. Это, например, может быть персональная выставка в Третьяковке (прибавьте к сумме, которую вы рассчитывали выложить за картину, пару лишних нулей), известные ежегодные выставки у нас (Арт-Манеж, Арт-Москва, Золотая кисть) и за рубежом ( Венецианская биеннале, Арт-Экспо, арт-ярмарки в Кельне и Базеле, Франкфуртский фестиваль), или же никому не известная галерея в спальном районе Москвы (отнимите от суммы, которую вы хотели заплатить, пару нулей). Выглядит сомнительным (если только художник не живет за границей постоянно), когда все выставки в списке — исключительно зарубежные. Участие художника, скажем, в Арт-Манеже можно элементарно проверить, чего не скажешь об участии в малоизвестных зарубежных выставках. В этом случае попросите его показать каталоги выставок, афиши, буклеты и другую полиграфическую продукцию. Скорее всего вы услышите, что все потерялось при переезде в новую мастерскую (сгорело при пожаре, отобрано на границе злыми таможенниками, передано в дар Третьяковской галерее... Ненужное вычеркнуть, недостающее вписать.)

    • Хорошим признаком является наличие грамотного веб-сайта. Конечно, не все талантливые художники заводят свои сайты. Но все раскрученные художники поступают именно так. И если мы хотим приобрести картину, которая в ближайшее время поднимется в цене, то выбирать лучше среди художников, которые уже достигли определенных позиций. 

    • Сотрудничество художника с крупными постерными компаниями. Это очень и очень хороший признак. У постерных компаний фантастическое чутье на успех. Если владелец галереи или арт-дилер должен найти только одного покупателя на каждую картину, то постерная компания, продавшая всего лишь по одному постеру с каждой работы, моментально разорится. Чтобы остаться на плаву, она должна найти и предложить своим клиентам такие работы, которые нравятся АБСОЛЮТНО ВСЕМ. Ну, или почти всем. Разумеется, дела у художника, имеющего такую большую аудиторию, пойдут в гору. А учитывая, что само по себе распространение постеров с работ художника является эффективным рекламным инструментом, скорее всего, они пойдут в гору очень быстро.

    На этом теоретическая часть почти закончена. Прежде чем переходить к практике, возьмите на вооружение два простых принципа:

    1. знать, где искать;

    2. найдя, не торопиться покупать.

    Где искать.

    • На крупных выставках. Манеж сгорел, так что из ежегодных выставок у нас с вами остались Арт-Москва и Золотая кисть. Впрочем, скорее всего, и очередной Арт-Манеж все равно состоится, но на другой площадке.

    • ЦДХ в последнее время сильно измельчал, но иногда там все еще попадаются интересные работы. Так что стоит и туда заглянуть.

    • В ведущих галереях.

    • В самых дорогих мебельных салонах и дизайн-бюро: они тесно сотрудничают с художниками и часто наряду с мебелью предлагают очень стильную современную живопись.

    Куда не ходить.
    На набережную рядом с ЦДХ. Без комментариев.

    Как покупать.
    Итак, вы выбрали художника. Может быть, вы уже выбрали интересующую вас картину или несколько картин. Галерейщик в разговоре с вами обязательно упомянет о том, что на картины этого художника большой спрос, и вам лучше сделать покупку прямо сейчас, потому, что вот уже через полчаса сюда вернется одно заинтересованное лицо, которое собирается купить сразу десяток картин... Нет, даже два десятка. А что еще, интересно, вы ожидали услышать? Отложите покупку. Вернитесь домой и не поленитесь набрать в  поисковике фамилию художника: вполне возможно, у него есть персональный сайт. Если поиск в русскоязычном интернете не дал результатов, наберите ее же латинскими буквами. Если галерея предлагает вам купить картину за $ 2000, художник, скорее всего, отдаст ее за $ 1000.

    О чем не забыть.
    Внимательно осмотреть поверхность картины перед покупкой! На красочном слое не должно быть осыпей и сколов краски, глубоких трещин. На холсте не должно быть вмятин.

    Чего не делать.
    Не подъезжать к мастерской художника на новеньком красном «Ягуаре». Не надевать маленькое черное платье от Шанель и фамильные драгоценности. «Ягуар» припаркуйте в соседнем дворе, маленькое черное платье оставьте для другого случая.  В большинстве случаев художник назначает за картину ту цену, которую, как он думает, потенциальный покупатель готов ему заплатить.

    Если ничего не получилось...
    Вы не нашли того, что вам хотелось найти. Или нашли, но не сошлись в цене. Или, уже вынув кошелек из кармана, заметили, что от картины отваливаются куски краски. Если бегать по вернисажам вам уже надоело, найдите в том же Яндексе или в любом другом каталоге категорию «искусство» и посмотрите персональные сайты художников. Можно увидеть много интересного. Этот способ поиска имеет один недостаток: бывает, что хорошие работы выглядят неинтересно на экране монитора. Но, с другой стороны, если работа вас «зацепила» даже в цифровом варианте, то оригинал наверняка понравится вам значительно сильнее. Проверено на собственном опыте.

    Алла Кожевникова

    источник
      Разработка и поддержка. www.nikokkk.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru